Утраченные иллюзии (2021) | Этот обзор куплен! Или нет?
Пока в кинотеатрах вовсю идет “Пророк. История Александра Пушкина”, мне довелось по работе посмотреть фильм о другом писателе, по одноименному роману Оноре де Бальзака “Утраченные иллюзии”. Кино о поэте, поэзии жизни и разрушении мечт.
Главный герой картины - юноша по имени Люсьен Шардон, наивно полагающий, что одним лишь своим талантом красиво складывать смыслы из слов он способен покорить Парижскую публику и оказаться в самом центре высшего общества. Но реальность щелкает парнишку по носу и прямым текстом ему говорит - “Стишки это конечно хорошо, но это про искусство, а одним искусством ты себя не прокормишь, ай да к нам в газету!”. В роли реальности тут выступает крайне харизматичный актер Венсан Лакост играющий редактора печатного издания и который великолепно совмещает в себе несколько различных характеров, которые ярко проявляются в разных ситуациях.
Газета в этом фильме выполняет роль социальной сети, где вы можете нанять условного блогера эпохи реставрации, который за ваши денежки напишет крайне положительный или предельно негативный отзыв о товаре, спектакле, книге или о том, что вам там еще взбредет в голову. И вот, спустя некоторое время, Люсьен добивается больших успехов на этом поприще, практически позабыв о том, за чем именно он приехал в столицу мировой моды и любви. В головокружительной гонке за почестями, молодой мсье утрачивает связь с реальностью и думает, что он достаточно крут, чтобы решать вопросики самостоятельно, вычеркнув из своей жизни людей, которые на самом деле имеют важное влияние в его судьбе.
Два часа великолепных исторических костюмов, напряженных отношений и довольно ожидаемых, но от этого не менее интересных поворотов пролетают на одном дыхании. Именно здесь мне вспомнилась сцена, где Люсьен и Этьен (редактор) веселятся и жонглируют словами превращая критику в искусство манипуляции, и которые в зависимости от задач статьи могут как превознести, так и унизить обсуждаемый предмет:
Книга трогательная?
Пиши: "сентиментальная".
Классическая? - "Академичная".
Смешная? - "Поверхностная".
Умная? - "Претенциозная".
Вдохновляющая? - "Пропагандистская".
И так далее.
Чётко выстроена? - "Предсказуемая".
Есть авторский стиль? - "Прикрывает пустоту".
И эта сцена четко дает нам понять - хватит верить всякой брехне, написанной неизвестно кем (мной например), смотрите кино, слушайте музыку, читайте книги ходите в театры и составляйте свое мнение и получайте лично свои впечатления и эмоции. И не стесняйтесь этим делиться, даже если вам кажется, что это никому не нужно. А фильм - горячо рекомендую.